На меня произвел большое впечатление фильм «Малыш» с Брюсом Уиллисом в главной роли. Хочу поделиться впечатлениями относительно этого фильма и предложить свой аналитический взгляд на сюжет.

По моему мнению, этот фильм наглядно иллюстрирует психологическую работу с комплексом. Психоаналитик может воспользоваться этим руководством на любой стадии работы с клиентом.

Сюжет фильма

Главный герой, мужчина, которому через пару дней исполнится сорок лет. Он работает имиджмейкером, никогда не плачет, не приемлет жалости к себе и не терпит ее проявлений у других. Он очень состоятелен, хорошо разбирается в своей работе. Живет один в большом доме. У него есть секретарша, которую он использует в любое время суток. Есть помощница, которая снимает на камеру то, что ему необходимо.

В начале фильма показано отношение главного героя к отцу. Он не приемлет никаких контактов с ним. Каждый месяц отсылает ему определенную сумму денег и считает, что на этом его обязанности сына полностью выполнены.

И вот в эту упорядоченную жизнь врывается ребенок 8 лет. Сначала главный герой его преследует, но после решает, что этот ребенок его галлюцинация. Он обращается к психотерапевту, чтобы она выписала ему лекарство. Что она и делает, но предупреждает главного героя, что ему необходимо пройти курс лечения. В кабинете психотерапевта мужчина признается, что совершенно не помнит свое детство и не хочет его вспоминать.

Главный герой предполагает, что лекарство спасет его от незваного ребенка. Но ребенок появляется вновь и уже никуда не исчезает. Его видит не только он, но и все окружающие люди. Оказывается, что этот мальчик восьми лет и есть главный герой. Как он попал в будущее не ясно, но исчезать никуда не собирается.

В конце концов, мужчина смиряется с присутствием мальчика. Затем он смиряется и с тем, что должен разобраться в своем прошлом и понять, почему же этот мальчик появился в его жизни. Главный герой начинает расспрашивать мальчика о его жизни и об отношениях с отцом. И в какой-то момент думает, что понимает, почему мальчик появился сейчас в его жизни. Он считает, что мальчику нужно победить в драке со сверстниками в школе. Как только это понимание происходит, они вдвоем перемещаются во время, из которого прибыл мальчик.

Главный герой говорит: «Может, ты не будешь драться». На что мальчик отвечает: «Если я не буду драться сейчас, мне придется сделать это завтра. А завтра тебя со мной не будет. Сейчас ты со мной». Случается драка. Мальчик спрашивает: «Ну что, теперь все кончилось?» И здесь главный герой видит свою мать, которая до сих пор никак не фигурировала в воспоминаниях. И он отвечает: «Нет, все только начинается».

Мать забирает мальчика домой. Там их встречает отец, который начинает ругать мальчика за то, что он заставил больную маму ехать в школу. Отец уходит, мальчик плачет и, обращаясь к себе 40-летнему, говорит: «Это я виноват, что мама умирает?» Главный герой подходит к нему, обнимает и отвечает: «Нет, ты не виноват, просто отец боится, что мать умрет. Он знает, что ему придется воспитывать тебя самому. Ему будет трудно. Ты ни в чем не виноват».

После этого главный герой возвращается в свое время и начинает менять свою жизнь. Он делает предложение своей помощнице, отпускает секретаршу в отпуск, покупает собаку, которую хотел завести мальчик и начинает заниматься тем делом, о котором мечтал в детстве – летать на самолетах.

Анализ

Мы видим, что Эго ребенка сформировано. В тоже время внутреннее представление о себе – «я плохой, я слабак». Всю свою жизнь главный герой ощущает себя слабаком, который в результате титанических усилий становится лидером. Соответственно, образ «слабака» уходит в тень. Проявляется это в том, что он не терпит проявлений эмоций, как выражения слабости, у других людей. В будущем он использует механизмы психологической защиты – смещение и проекцию, т.е. видит «слабаков» уже во внешнем мире. Благодаря этой защите мальчик, вырастая, достигает огромных вершин в социальном мире – становится профессионалом высокого уровня. Та же самая защита не позволяет ему построить близкие, интимные отношения с представительницей противоположного пола.

Ситуация детства, которая раскрывается главному герою, достаточно травматична. Включается механизм психологической защиты – вытеснение – главный герой не только полностью забыл свое детство, но еще и не хочет о нем говорить ни при каких обстоятельствах.

Его внутренний «бунтарь», здоровая часть – это тот самый 8-милетний ребенок, которого отец еще не оставил виноватым в смерти матери. Именно он является к нему 40-летнему и пытается исправить ситуацию.

У 8-милетнего мальчика комплекс отца негативный. Отец сильный, давящий. Он принимает участие в воспитании ребенка, но при этом скуден на похвалу. Часто ругает мальчика, не замечает его достижений, делая упор на ошибки. Для 40-летнего героя отец является полностью негативной фигурой. Он не терпит напоминания о своем детстве – не желает видеть отца и общаться с ним. Таким образом, отрицает все позитивные качества отца, которые уходят в тень.

Мы видим, что материнский комплекс идеализирован. Главный герой даже не вспоминает о матери до того момента, пока она не пришла за мальчиком в школу. И здесь предстает с одной стороны – мать, которая заботится. С другой – слабая, умирающая мать. Во взрослой жизни идеализированность материнского комплекса проявляется в следующем. Как только главный герой видит проявление эмоций у других людей, он использует механизм психологической защиты – реактивное образование, защищаясь таким образом от собственных чувств и эмоций.

Этапы психологической работы

Фильм раскрывает конкретные этапы психотерапевтической работы. Сначала мы углубляемся в воспоминания клиента о своем детстве. Позволяем потоку воспоминаний просто быть. У клиента возникает первая мысль о травме. Мы идем в нее. Помогаем пережить ее еще раз, поддерживая клиента.

После этого открывается следующий поток воспоминаний, который до этого был закрыт и неосознаваем. И здесь начинается работа с материнским и/или отцовским комплексом.

В фильме показана работа с отцовским комплексом. До времени осознания травмы отец был лишь негативной фигурой. Общаться с ним главный герой не хотел. И когда он поддерживает себя в 8-милетнем возрасте и объясняет себе, что отец не виноват, потому что сам боится, происходит принятие и позитивных черт отца. Теперь уже отцовский комплекс становится более осознаваем. Отцовский комплекс внутри психики перестает быть настолько давящим и обвиняющим. Именно с этого момента есть возможность общаться с отцом в реальной жизни.

Материнский комплекс также начинает осознаваться, потому что главный герой снимает чувство вины с 8-милетнего ребенка в смерти матери. В фильме работа с материнским комплексом не показана. Но она аналогична работе с отцовским комплексом.

Примечательно то, что удивительное перемещение во времени происходит в 8 лет. Как мы знаем, 7-9 лет – это магический возраст. Именно в этом возрасте происходит ретравма первого года жизни.

«Малыш» и «Эффект бабочки»

Хочу сравнить фильм «Малыш» с фильмом «Эффект бабочки». И в том и в другом фильме главный герой возвращается в прошлое. Один для того, чтобы поддержать с позиции взрослого самого себя – ребенка. Другой – для того, чтобы изменить прошлое. Во втором случае прошлое меняется. С этим меняется все будущее, а результат каждый раз все хуже и хуже. Какую-то мелкую деталь главный герой фильма «Эффект бабочки» все-таки не учитывает. И самый благоприятный конец – это отказ от любимого человека.

Что же не хватало герою фильма «Эффект бабочки»? Ему не хватало именно осознавания внутри себя отцовского и материнского комплекса. Его отец был заточен в психиатрической больнице, и мать о нем практически ничего не говорила. Образ матери был идеализирован. Отсюда любая попытка возврата в прошлое, даже кратковременного контакта с отцом, не давала положительных результатов. Мать не смогла защитить своего ребенка, более того, именно она поместила его в травмирующую ситуацию. Все, что он делает – это пытается защититься сам. И это приводит только к большим потерям.

Фильм «Малыш» показывает, что не нужно изменять прошлое, да это и не возможно. Каждый из нас получил те травмы, которые нам были нужны для становления личности, для нашего процесса индивидуации. Мы можем взять на вооружение весь опыт, который получили за всю свою жизнь и начать жить ту жизнь, которую мы хотели прожить всегда. Этот фильм говорит о том, что мы можем начать менять свою жизнь в любой момент времени. Прошлое, прожитое мы изменить не можем. Мы можем его пересмотреть, извлечь опыт, поддержать себя мысленно в те моменты, когда нам было тяжело в детстве. И с того самого момента, как мы поймем, что что-то не так в нашей жизни, мы можем пойти по другому пути.

С верой в ваше призвание психолога, Светлана Морозова – основатель “школы профессиональных психологов”